Стадии образования навыка

Принято различать три стадии образования навыка.

Первая стадия

Стадии образования навыкаПервая стадия состоит в воспитании первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.). Например, при навыке подхода собаки к дрессировщику по команде «Ко-мне» первоначальное действие, отработанное у собаки, будет заключаться в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги или перед дрессировщиком.

Для первой стадии навыка характерны две особенности:

  • во-первых, наблюдаются явления обобщения условных раздражителей собакой. Она не может различать команды одну от другой. Иногда проявляет ошибочные действия. Например, по команде «Сидеть» ложится и т.д.

В подобных случаях дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки. И только лишь правильные ее действия закреплять дачей лакомства и поглаживанием.

  • во-вторых, первоначальная связь на команду только еще устанавливается. Дрессировщик не в состоянии преодолеть сразу влияние на собаку отвлекающих раздражителей. Поэтому первоначальные занятия следует проводить в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. В этом периоде применять условные и безусловные раздражители средней силы.

Вторая стадия

Стадии образования навыка

Вторая стадия заключается в усложнении первоначально выработанного условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному условному рефлексу добавляются новые действия. Они усложняют первоначальный условный рефлекс.

С этой целью усложняются условия дрессировки. Меняется характер действий дрессировщика. Также применяются команды в повышенной интонации и безусловные раздражители большей силы.

Например, усложнением в процессе приучения собаки подходу к дрессировщику по команде «Ко-мне», является закрепление определенного положения собаки перед дрессировщиком. А также выработка условного рефлекса на жест и выработка выдержки в различных положениях.

В этом периоде следует добиваться от собаки четкой дифференцировки применяемых команд. Все ее ошибочные действия необходимо своевременно затормаживать принуждением. В случае необходимости — механическим воздействием. Например рывком поводка, применением строгого ошейника, нажатие рукой и т. п.. Правильные же действия нужно закреплять лакомством и поглаживанием.

Третья стадия

В третьей стадии выработанный навык закрепляется до безотказности в условиях окружающей среды разной сложности. Это необходимо для того, чтобы достигнуть безотказного проявления собакой вырабатываемых навыков в любых условиях. Для этого следует, как можно чаще менять места занятий. Проводить занятия в разное время суток и в разную погоду. Необходимо наличии различных посто­ронних раздражителей вблизи. Например животных, проходящего транспорта, людей и т. д..

При управлении поведением собаки в сложных условиях, дрессировщик должен применять более сильные раздражители, чем обычно. Нужно увеличить силу применяемых механических раздражителей. При этом необходимо уметь пользоваться угрожающей интонацией при подаче команды. Правильным воздействием на собаку добиваются закреплением вырабатываемого навыка. Он должен четко проявляться на сигналы дрессировщика в разнообразной обстановке. В последующем навыки совершенствуют путем тренировки в различных условиях, при которых собака используется на службе.

Приемы дрессировки для приучения собак к розыскной, сторожевой и другим службам основаны на том, что животные постепенно усваивают сложные действия. Т. е. на базе одного выработанного навыка вырабатывается последующий.

Таким образом, образование навыка у собаки происходит не сразу, а постепенно (по стадиям). В результате последовательного воздействия на ее организм при помощи дрессировки.